Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 36".

 

Методическая копилка

  

Продуктивная деятельность, как эффективное средство активизации речи детей 4-5 лет.                           

                                                                                               Воспитатель МДОУ «Детский сад № 36»

                                                                                                      Никифорова   Марина   Валерьевна 

Вступление: Здравствуйте,  уважаемые коллеги. Сегодня я приехала к вам, чтобы поделиться своим опытом работы по теме «Продуктивная деятельность, как эффективное средство активизации речи детей 4-5 лет», раскрыть собственные подходы к заявленной теме, предоставить возможность на практике освоить игровые, практические приёмы работы с детьми. 

 

1.

  Одной из главных целей речевого развития детей дошкольного возраста считается формирование правильной, хорошей устной речи. Где правильная речь характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, а признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

  В процессе вычленения задач речевого развития детей дошкольного возраста получается основа методики развития речи, где основными единицами выступают:

Основные единицы

Задачи развития речи

Слово

Развитие словаря

Звук

Воспитание звуковой культуры речи

Словоформа, словосочетание, предложение

Формирование грамматического строя речи

Текст

Развитие связной речи:

-формирование диалогической (разговорной) речи

-формирование монологической речи

2.

  Многолетняя практика работы с дошкольниками показала, что свободное общение для них зачастую бывает затруднительным. Трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи обусловлены недостаточной сформированностью  основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, её произносительной и семантической  сторон.

  Обозначив эту проблему, вышла на исследования А.М.Леушиной, М.И.Лисиной, которые доказывают, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения детей.

  Взяв за основу данное утверждение, поставила перед собой задачу исследовать состояние речевого развития детей – связную речь. В процессе исследования  выяснила, что дети активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, составляют рассказы по игрушкам и картинкам.

  Но вместе с тем их речь несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять ответы товарищей, при составлении рассказа – копируют образец взрослого, их рассказы не содержат логики.

  Это было выявлено в ходе обследования коммуникативных навыков детей по критериям, обозначенным в пособии М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной, а также в процессе составления рассказов и пересказа.    

Учитывая это, определила следующие шаги к достижению более высоких показателей  в развитии связной речи детей.

2.1

  В основе моей педагогической деятельности – концептуальные подходы программы «Радуга». Задачи по развитию речи, прописанные в программе, следующие:

·          Обогащать речь детей

·          Целенаправленно развивать диалогическую речь:

-формировать умение слушать и понимать обращённую  к ним речь

-учить отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре

-воспитывать общительность, сдержанность, тактичность – качества, необходимые человеку для общения с окружающими.

  В программе по этому разделу вынесены также и рекомендации воспитателям по решению поставленных задач:

·          Разнообразие используемых методов и приёмов по развитию речи детей 4-5 лет

·          Создание развивающей речевой среды

·          Речь воспитателя, как образец

  Особо авторы программы выделяют как приём педагогического воздействия - возникновение диалогов в ходе любой продуктивной деятельности. И это не случайно.

  Маленькие дети – это деятели и потому продуктивные виды деятельности будут представлять для них особый интерес, являться необходимым, постоянным стимулом активизации их свободного общения.

  2.2

  Особенности 4 – 5 летних детей, склонности и интересы подтверждают то, что решение задачи по развитию связной речи возможно  в продуктивных видах деятельности, так широко распространённых в наших детских садах:

- конструирование / ручной труд

- аппликация

  При более углублённом изучении программного материала выяснила, что авторы дают рекомендации по работе с детьми в данном направлении, но чёткой системы работы нет. Поэтому и возникла необходимость разработки системы работы по теме «Продуктивная деятельность, как эффективное средство активизации речи детей 4-5 лет».

 В процессе разработки основывалась:  

1. На утверждении педагогов-практиков о том, что уровень развития  речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

2. Общение с окружающим и разнообразный практический опыт дошкольника с самого начала опосредован языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу.

3. Процесс изготовления продукта – поделки способствует развитию воображения, интеллектуальной активности, экспериментированию, возникновению ярких эмоций

Таким образом, сочетание деятельностного и коммуникативного подхода будет   эффективно в процессе развития связной речи детей

2.3

  Система работы строится от простого к сложному.

Основополагающим моментом будет то, что продукт деятельности детей будет использоваться в качестве важного педагогического средства, направленного на развитие связной речи, а также являться стимулом к их свободному общению.

  Организуя деятельность по данному направлению, опиралась на ряд вариативных программ, методик и технологий, не противоречащих  концепции реализуемой программы «Радуга». Они являются основой в разработке занятий и созданию развивающей среды в группе.

1.        З.А.Богатеева

2.        О.В.Дыбина 

3.        А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева

4.        И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

5.        Кошелев

2.4

  Последовательность форм работы по данному направлению выбрана не случайно.

  В соответствии концептуальным основам программы «Радуга», на занятии у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию, последующей продуктивной деятельности, для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

  В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей осваивать приёмы и способы изготовления поделок самостоятельно, обыгрывать и давать «вторую жизнь» своим поделкам.

  А затем в совместной деятельности – закрепляем  полученные ранее навыки, оставляем больше времени для усложнения и стимулируем к игровому и деловому общению детей друг с другом.

 

  Рассмотрим занятия, в основе организации которых лежат комплексные и интегрированные подходы.

  Сейчас я остановлюсь на авторских подходах к организации комплексных занятия, которые  реализуют поставленные задачи посредством разных видов деятельности при условии, что они связаны между собой.

  Данная таблица наглядно показывает комплексный характер занятий

(Раздать листы с таблицей)

Тема занятий

Виды деятельности

Эффективные методы и приёмы, способствующие активизации речи детей

«Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

«Игрушки для нашей ёлочки»

 

·          Доминирующая – театрализованная деятельность

·          Дополнительные деятельность – продуктивная, игровая, речевая деятельность

 

·          Доминирующая – продуктивная деятельность

·          Дополнительные – игровая, речевая, практическая (обследовательская)

- Речевые и словесные игры

- Выполнение коллективной работы

- Драматизация

 

 

 

 

 

-Чтение сказки с последующим обсуждением

- Обследование предметов с уточнением свойств и качеств

-Выход на изготовление поделок совместно в парах (моменты обсуждения, договаривания, свободного общения)

-Обыгрывание, «выстраивание» сюжета игры

    В конспекте занятия, которое я также предлагаю вашему вниманию можно выделить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие активизации речи детей, использованные мной на занятии.

  На данном занятии было использовано авторское пособие «Авторские экологические сказки», ставшее мотивом к последующей продуктивной деятельности.

 

  Альбом явился результатом совместного детско-родительского речетворчества детей средней логопедической группы на актуальную в данный момент тему «Наш чистый город»,  в рамках которой в детском саду проходил конкурс на лучшую разработку мероприятия с детьми и родителями. Этот альбом направлен на получение эмоционального отклика от детей в процессе ознакомления с родным городом и его экологическими проблемами.

Методические рекомендации по работе  с «Альбомом экологических сказок»

1. Задачи:

 

I. Познавательно-речевой блок:

1. Познакомить детей с понятиями «чистота», «красота» и другими

2. Формировать интерес к родному городу.

3. Расширять и активизировать словарный запас детей.

4. Развивать речевую активность детей, память, внимание в процессе слушания сказок.

II. Социально-личностный блок:

 

2. Предварительная работа:

Организация работы по совместному детско-родительскому речетворчеству:

O       Объявление конкурса на «Лучшую экологическую сказку»

O       Составление «Альбома экологических сказок»

O       Привлечение детей и родителей к оформлению альбома

O       Составлению продолжения сказки (по желанию детей)

 

3. Работа с «Альбомом экологических сказок»

1. Чтение придуманных сказок

2. Беседа по содержанию сказок (обсуждение/анализ по заранее заготовленным вопросам)

3. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

4. Беседа в процессе индивидуальной работы с детьми, имевших сложности в усвоении содержания сказок.

5. Составление продолжения сказок детьми с помощью воспитателя(элементы творческого рассказывания)

4. Работа с детьми по результатам обсуждения экологических сказок:

1. Эмоциональный отклик на содержание сказок в продуктивных видах деятельности:

-рисование на темы сказок

-аппликация

-лепка

2. Совместная работа по составлению коллажа «Мой любимый город»

3. Проведение комплексных экологических сказок - занятий  «История пластиковых стаканчиков», «Коробочки из-под сока».

  Любая сказка из этого альбома может отправить к какому – либо виду детской деятельности, в которой и происходит активизация речи  детей. Предлагаю вам послушать одну сказку и ответить на вопрос, как может содержание сказки быть реализовано в продуктивной деятельности, а также составить вопросы к обсуждению содержания сказки.  

Чтение сказки «Чистый город».

  Авторы: семья Алексеевых

  В одном небольшом городе жил мальчик Илюша. Илюша был добрый мальчик, любил рисовать, играть в любимые игры.

  Однажды Илюша пошёл гулять по городу и увидел, что на лавочке сидят два фантика от конфет и ехидно хихикая между собой, разговаривают:

- Нас здесь никто не потревожит, мы здесь долго будем жить и у нас появятся друзья  - другие фантики…

  Услышав этот разговор, Илюша решил, что не бывать этому. Взял фантики и отнёс их домой. А дома из этих фантиков вырезал две новогодние снежинки. Так как эти фантики были очень красивые, то и снежинки из них получились замечательные.

 

Продолжение сказки «Чистый город».

Авторы: семья Алексеевых.

  Наступила зима. Снежинки, которые Илюша вырезал из фантиков, должны были украсить новогоднюю ёлочку на городской площади.

  Ранним утром подул сильный ветер, окно распахнулось и снежинки улетели на улицу. Илюша со своими друзьями отправился на поиски снежинок, так как те могли заблудиться.

  Целый день дети искали снежинки, но напрасно. На улице стало темнеть, пошёл снег. Ребята отправились по домам, решив продолжить поиски на другой день.

  Вдруг, недалеко от дороги Илюша с друзьями услышали какие-то голоса:

- Ну почему нас здесь оставили?

- нам здесь очень холодно, от снега мы потеряли свою форму. К тому же мы загрязняем окружающую природу.

- А если подует сильный ветер, мы разлетимся в разные стороны. Помогите!

  Это были – коробки разных форм и размеров: круглые, квадратные, большие и маленькие. Ребята пожалели коробочки и взяли их домой. А утром отнесли в детский сад.

  Дети в детском саду на занятии раскрасили коробочки в разные цвета, наклеили на них аппликацию. Получилось очень красиво. В эти коробочки сложили игрушки, цветные карандаши, пластилин. Совсем из маленьких коробочек дети сделали новогодние игрушки, чтобы украсить ими ёлочку.

 

  Другой вид занятий, которые я широко использую в опыте работы, позволяющие активизировать речь детей в процессе изготовления поделок -   Интегрированные занятия  - занятия, которые соединяют знания из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

  Вашему вниманию предлагаю интегрированное занятие. В данном конспекте имеются особенности, характеризующие интегрированный характер занятия. (раздаёте конспекты). Кульминационным моментом на данном занятии является составление звукового письма.

 

  Наиболее эффективные методы и способствующие активизации речи детей и развитию свободного общения,   используемые на данном занятии – это:

- сравнительный анализ, поиск, беседы познавательного характера

- проблемные вопросы, стимулирующие детей к высказываниям, объяснениям, доказательствам

-речевые дидактические игры.

 

   Остановлюсь подробнее на речевых дидактических играх, которые используются на такого рода занятиях (как часть занятия), как предварительная работа к занятиям и на закрепление полученного опыта.  

1.         «Четвёртый лишний»

Задачи:

·          Научить понимать значение и функции предметов, необходимых для жизни человека, и вычленять их общие признаки

·          Научить группировать предметы по способу использования

·          Закреплять активный словарь детей.

Условия проведения игры:

Игра проводится по принципу игры «Четвёртый лишний».

Комментарий: эта игра позволяет выбрать объект для будущей поделки.

 

2.        «Мастерская по ремонту»

Задачи:

·          Закреплять умения сопоставлять в предмете части-целое

·          Научить устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и строением

·           Активизировать речь детей в процессе игры

Оборудование: картинки с изображением предметов с отсутствующей частью или деталью и картинки с изображением этой части или детали.

 

Комментарий: игра учит детей работать по схеме, подводит к анализу, синтезу; умению делать выводы. Эта игра может использоваться в предварительной работе, как часть занятия, на закрепление полученных знаний вне занятий.

 

3.        «Чудесные превращения»

Задачи:

·          Развивать воображение.

·          Учить «оживлять» своего героя, мимикой, интонацией, жестами.

Комментарий:

Именно этот приём лежит в основе сказки, пользуется у детей особой любовью. Предлагаю детям представить, что предмет вдруг ожил, заговорил, и тут же родится множество интересных условий. 

Кроме обозначенных игровых приёмов, активно использую на занятиях художественное слово. Включение в занятие стишков, загадок, коротких рассказов, сказок познавательного характера и других словесных приёмов очень привлекательно для детей, способствует развитию воображения.

 

2.4

  После занятий, дети с поделками в руках переходят в игровое пространство группы, где создаются условия для «развёртывания» игры, театрализованной постановки  и игр – драматизаций, а также для дальнейшей творческой работы детей – дополнить деталями поделку, сделать друга своему герою, игрушке. Для примера я вам приготовила схему наполнения среды группы после изготовления детьми поделок – забавных зверюшек. По этому принципу в среду группы вноситься оборудование, книги, игрушки после каждого занятия по ручному труду и конструированию.

Работа с педагогами по таблице:

Поделка «Забавные зверюшки»

Уголок «ряжения»:

шапочки зверюшек (аналог сделанным поделкам), элементы костюмов, атрибутов к сказке «теремок»

Уголок творчества:

заготовки из цветной бумаги для дополнения, оформления поделок, материал для самостоятельного творчества

Уголок книги:

иллюстрации к сказке «Теремок», «Рукавичка», книги с этими произведениями

Уголок конструирования:

конструктора, строительный материал для строительства домика, другой материал для дополнения постройки деталями

Театрализованный уголок:

макет сказочного домика «Теремка», дополнительные атрибуты к созданию сцены 

   Кроме того, в  развивающую среду группы вносятся «Самоделки» - пособия, игры, игровое оборудование. Интерес детей к такого рода пособиям велик, так

как это – результат их совместного труда с воспитателем, родителями. Такие игры дети осваивают в процессе совместной деятельности с педагогом, а затем переносят в самостоятельные игры.

  В результате совместной деятельности детей и педагога, детей и родителей, в группе появились:

-игры-пазлы

примеры:

-игры-«бродилки»

Особенность: обязательным моментом является обговаривание правил игры.

примеры:

 

-игры-«собиралки»

из бросового материала и бумаги разной фактуры

из природного материала                                                примеры игр и упражнений

примеры игр и упражнений:                        «Собери бусы для…»

«Выложи фасолью дорожку (фигуру)                           «Сложи героя сказки»

«Составь узор из камней»                                               (петушок – приёмом сухой

                                                                                                               аппликации)

-игры-«сказочки»:

«Кто в гости пришёл» (варежка)

«Что Мишке подарим»

«Разыграем сказку»

(выкладывание дорожек по сказке

«Петушок и бобовое зёрнышко»)

  В процессе совместной деятельности педагога и детей происходит обучение навыкам театрализованной деятельности, развертывание сюжета игр, дети самостоятельно конструируют, дополняют, оформляют готовые поделки.

  В среду группы вноситься волшебная коробочка, в которой находится разный материал. С этим материалом дети продолжают экспериментировать, закрепляя свойства материалов, знания необходимые для конструирования поделок из природного и бросового материала.

 

3. Заключительный момент:

В заключении своего выступления хочу сказать, что работа в данном направлении, проводимая систематически эффективна. Результаты развития речи тому подтверждение.

 

·          92 % ребёнка легко вступает в контакт со сверстниками, употребляя речевые обороты для устан        вления контакта

·          100 % - умеют вести диалог, отвечают на вопросы, задают вопросы

·          90 % - умеют слушать собеседника

 

 ____________________________________________________________________________________

   

Основные направления деятельности ДОУ

в системе профилактики социально опасного положения

 

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. В каких реальных условиях воспитывается ребенок сегодня?

Анализируя социальный паспорт ДОУ на начало 2010 учебного года, можно отметить: количество семей в детском саду – 201, из них неполных – 38, что составляет 19%; 22 семьи – 6% живут в незарегистрированном браке, матерей-одиночек – 13, это 6%; родителей в разводе – 23 или 11%; многодетных семей – 7, это 3%; малообеспеченных – 5 или 2%;  неработающих родителей 48, что составляет 13%; детей-инвалидов 3, это 1,4 %; опекаемых 2 ребенка, это 1% .

Риск попадания детей в социально опасное положение достаточно высок, и это побуждает не только к борьбе за ребенка и условия его существования в семье, но и к системе профилактических мер в рамках образовательного учреждения. Профессиональное назначение социального педагога – предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, породившие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Исходя из вышесказанного, главной целью социального педагога является организация профилактической, социально значимой деятельности по предотвращению детского семейного неблагополучия в условиях ДОУ.

Главная задача в профилактической работе с семьями воспитанников д/с – система профилактических мероприятий, направленных на изменение стиля общения с ребенком, на разрешение проблем воспитания.

Реализация системы профилактики началась с подготовительной работы с кадрами. Изучение нормативно-правовой базы защиты прав ребенка проходило как с педагогами, так и с младшим обслуживающим персоналом. Анкетирование педагогов позволило выявить трудности в работе с родителями и разработать рекомендации по работе с семьями разного типа. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены консультации по организации профилактической деятельности ДОУ с семьями группы риска СОП.

В результате создана система работы по своевременному выявлению семей группы риска социально опасного положения.

В процессе выявления семей группы риска задействованы администрация д/с, воспитатели, специалисты, медицинский работник. Социальный педагог проводит анкетирование состава семей воспитанников. Медицинская сестра составляет список детей, имеющих инвалидность. Психолог, логопед проводят диагностические исследования с вновь поступившими детьми, выявляя запаздывание психического развития и /или нарушения в развитии эмоционально – личностной сферы ребёнка.

Воспитатель ведёт наблюдение за общением родителей и детей, отмечая конфликтные ситуации, неконструктивные методы воздействия на ребенка со стороны родителей.

На конец октября назначается консилиум специалистов ДОУ для рассмотрения результатов выявления семейного неблагополучия и утверждения семей группы риска. Разрабатывается индивидуальный план сопровождения ребенка и его семьи. Программа профилактических услуг включает следующие направления:

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с психологом, учителем-логопедом;

- факультативные занятия у специалистов;

- психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребенка;

- совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

 Основным направлением социально-педагогической деятельности является содействие саморазвитию личности ребенка. С детьми старших групп реализуется программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я – ты – мы» автор О.Л. Князева по формированию у детей навыков социально-уверенного поведения и общения с другими людьми. Тематика занятий обеспечивает плавную и равномерную социализацию дошкольников в условиях ДОУ.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Отсюда закономерен поиск эффективных механизмов воспитания подрастающего поколения в духе ненасилия. В связи с этим, с детьми проводится факультатив «Играй, теремок», программу которого составляет определенная система психологических игр и упражнений для формирования способности к гуманному межличностному взаимодействию со сверстниками у детей 5 – 6 лет. 

С детьми подготовительных к школе групп  реализуется цикл занятий «Я и мои права» по формированию у старших дошкольников представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей, развития навыка уважения чужих прав и стремление отстаивать свои права.

При комплексном подходе этой работе у детей развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, дети умеют принимать и оказывать помощь друг другу в трудных ситуациях, снижено количество конфликтов между сверстниками, наши выпускники легко адаптируются в первом классе.

В основе взаимодействия семьи и детского сада лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а ДОУ только помогает, поддерживает, направляет, дополняет  их воспитательную деятельность. Работа с родителями включает в себя как индивидуальную работу с каждым из них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Мы используем следующие формы:

- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников; изучение семейной системы методом генограммы;

- консультирование в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных; наглядное консультирование;

- родительские клубы «Здоровячок», «Речевичок», «Будущий школьник»;

- организация Дней открытых дверей;

- групповые встречи-семинары, практикумы, мастер-классы;

- организация конкурса родительских сочинений «Мой ребенок»;

- собрания с показом видеозаписи деятельности детей;

- создание портфолио для своего ребёнка.

Совместная деятельность педагогов детей и родителей разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса:

- встречи с интересными людьми;

- презентация своего ребенка;

- сладкие вечера, чаепитие;

- осенняя ярмарка;

- смотры-конкурсы по изготовлению нестандартного оборудования (конкурс массажных ковриков), на лучшую новогоднюю игрушку;

- конкурсы семейных газет и поздравительных плакатов;

- конкурс снежных построек;

- соревнования «Папа, мама, я»;

Так родители становятся активными участниками образовательного процесса ДОУ, а это способствует профилактике СОП.

Анализирую работу в целом, можно отметить положительную динамику:

- переход семей в группу «норма»;

- сокращение количества семей группы риска;

- стабильность положения семей, находящихся на педагогической поддержке.

 

Материал выступления социального педагога МДОУ "Детский сад № 36" Лобовой Н.В. на муниципальной конференции "Роль ДОУ в работе с семьями "группы риска" и СОП в рамках краевой модели ранней профилактики соцально опасного положения".

_____________________________________________________________________________ 

Материал из педагогической копилки инструктора по физическому воспитанию

                                      В.М.Дементьевой

 

                       Гимнастика "Утро в лесу".

1.      Природа спит

И. п. – лежа на спине, глаза закрыты, тело расслаблено (звучит музыка)

2. Трава начинает шевелиться

И. п.  – лежа на спине, поднимают руки вверх за голову и шевелят пальцами, вытягивая одновременно позвоночник.

3. Цветы расправляют стебельки

И. п. то же, руки разведены в стороны и лежат на полу, движения руками вверх, перед грудью и вниз -  в стороны.

4. Поворачивают бутоны к солнцу

И. п. то же , поднять руки вверх и делать кистями движение «Фонарики»

5. Растения наливаются силой

И. п. – то же, прогибать грудной отдел позвоночника

6. Кузнечики разминают ноги

И. п. то же, ноги поджимать сгибая в коленях и вытягивая вперед

7. Жуки болтают лапками

И. п. – то же, болтать в воздухе руками и ногами.

8. Червяки разминают свое тельце

И. п. то же, руки за головой. Поворачивать ноги, согнутые, в коленях, вправо, влево.

9. Сонная гусеница переворачивается

Перевороты со спины и обратно, руки вытянуты вверх

10. Гусеница поднимает голову

И.п. – лежа на животе, руки под грудью, поднимать и опускать голов

11. Кузнечик поднимает ножки

И. п. – то же, руки под грудью. Поднимать и опускать прямые ноги.

12. Муха качается на паутинке

И. п. тоже, Взяться руками за голени и покачаться вперед- назад

13  Ползёт паучок.

Ползти вперёд на животе без помощи ног

14. Ползёт паучок

Сесть и ползти вперёд, опираясь на ступни и ладони, приподняв таз.

15. Прыгает кузнечик

Прыжки в приседе

Гимнастика с мячом  по сказке:

«Колобок»

1.  Жили – были дед да баба на поляне у реки

И.п. – о.с., мяч за спиной, наклон головы вправо – и.п. (8 раз)

2.  И любили очень , очень на сметане колобки

И.п. – полуприсед, 1-2 – передать мяч из руки в руку,

3-4 – и.п. (8 раз)

3.  Хоть у бабки мало силы, тесто бабка замесила

И. п. – о.с., мяч вперед «пружинка»

1 – полуприсед, мяч вниз, 2 – и.п. (10 раз)

4.  Ну а бабушкина внучка колобок катала в ручках

И.п. – стойка на коленях, мяч внизу, сед на пятках с катанием мяча между ладоней

5.  Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и несладкий

И.п. – сед, ноги врозь, мяч внизу, прокатывать мяч вперед – назад

6.        Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно

И.п. – сед, ноги врозь, мяч внизу, 1 – подбросить мяч,

2- поймать (10 раз)

7.  Мышка серая бежала, колобочек увидала. Ой, как пахнет колобочек, дайте мышке хоть кусочек.

Прыжки на двух ногах

Психогимнастика «На морском берегу»

Дети представляют себя красивой расписной ракушкой, сидя на пятках, наклоняют голову к полу, выливают из себя боль, обиду, злобу – грязную воду, заполняют чистой. Гуляют по берегу моря, ощутить какая ласковая, нежная вода, ходьба спиной вперед, галоп, ходьба на ладонях и стопах, бег широким шагом, ходьба обычная. Подул ветер и все оказались на сказочном морском берегу (разбежались в рассыпную)

ОРУ

1. Водоросли (тянутся из воды к солнцу, но ветер дует и вода уносит их то в одну , то в другую сторону)

И.п. – ноги врозь, руки внизу. 1 – поднять прямые руки перед собой вверх, 2-3 – наклон туловища вправо – влево , 4 – и.п.       6 раз

1.        Плавающие лягушата (плавают в прозрачной, солнечной воде)

И.п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью

 

1 – развести руки в сторону, очертить круги перед     собой, выпрямить ноги, подняться на носки, и. п. 6-8 р

2.                   Волна (то опустит на дно, то снова поднимет)

И. п – стоя на коленях, руки на поясе, 1 –2 сесть на правое бедро, руки влево, 3-4 – и.п., тоже влево 6-8 раз

3.                                                        Морская черепаха ( то выглянет, то спрячется)

И. п. – сидя на полу, колени подтянуть к животу, обнять руками, голову наклонить к коленям

1-2 – поднять вверх прямые ноги, руки в стороны, голову поднять, шею вытянуть, 3-4 – и. п. 6 раз

5. Улитка ползет (гибкая, пластичная, но немного медленная)

И.п. – сидя на пятках, голову наклонить к коленям, вытянутые руки опустить на пол, 1-2 – скользящим движением лечь на живот, упор на локти, голову и плечи поднять

3-4 - и. п. 6-7 раз

6. Кит плывет (большой кит прекрасно плавает в воде)

И.п – лежа на спине, прямые руки за головой

1-2 повернуться на правый (левый) бок

2-4 вернуться в и. п. 8 раз

7. Дельфины (добрые, ласковые, резвятся в воде)

          1 – 3 – прыжки на двух ногах

           4 – поворот кругом 

Гимнастика на стульчиках

1ч. Ходьба друг за другом, ходьба змейкой между стульями, ходьба на носочках, бег, бег змейкой между стульями, ходьба.

2ч.

1.        И.п. сидя на стуле, ноги разведены в стороны,

1 – 2 – прогнуться руки вверх

3 – 4 – прогнуться в спине, держась за стул по середине

2.        И. п. то же. 1 – достать носок одной ноги, 2 – прогнуться, держась за середину стула, 3 –   носок другой ноги, 4 – прогнуться, держась за середину стула

3.        И. п. – сесть на край стула, ноги прямые вытянуть вперед. 1 – 2- 3- достаем носки ног, делая наклоны вперед, 4 – прогнуться, держась за стул сбоку

4.        И. п. стоя за стулом, одна нога на спинке стула

1 – достать носок одной ноги

2 – наклониться вниз достать носок другой ноги

3 – 4 – поменять ногу

5.        И. п. пяточки вместе носки врозь, держась за стул 1 – присели, 2 – встали

6.        Прыжки – любым способом, держась за стул.

3 ч Ходьба друг за другом, ходьба змейкой

Гимнастика « Цветы»

Светлым лесом и зеленым лугом, мы шагаем друг за другом. Чтоб цветы не помять, ноги поднимаем и между деревьями змейкою шагаем. Мы цветы в поле вскоре увидали и сгибая ноги быстро побежали. И опять мы ходим полем, лесом, лугом, ищем мы цветочки, чтоб сплести веночки. Вот букет огромный вскоре мы собрали, и ковер нарядный на траве соткали.

1.        Лепестки распускаются

И.п. стойка на носках, руки вверх соединены тыльными сторонами кистей рук, руки в стороны, вернуться в и.п.

2.        Лепестки колышутся

И.п. стоя на коленях, руки вверх, наклоны туловища и рук из стороны в сторону

3.        Лепестки закрываются

И.п. сед с прямыми ногами, руки в стороны, руки к носкам ног

4.        Цветы заснули

И.п. сед, ноги врозь, руки вдоль туловища, лечь на спину

5.        Одуванчик   

И.п. сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади, ноги согнуть в коленях, руками обхватить колени, голову наклонить

6.        Чертополох

И.п. лежа на животе, поднять голову и плечи, руки в стороны, 1-3 круговые движения руками назад, и.п.

7.        Ветерок качает цветы

И.п. стойка на носках, руки в стороны, прыжки

(руки вверх – в стороны)

 

Гимнастика «На птичьем базаре»

Летела сорока, гостей созывала, на птичий базар она всех приглашала. Вот аист идет длинноногий и важный. Вот гусь в красных сапожках шагает отважно. А вот пингвин с боку на бок переваливается, одет во фрак. А вот утка маленькими шагами идет и утят за собою ведет. Вдруг от куда не возьмись ястреб налетает и всех птичек догоняет.

 

1 Сова  ( Днем я сплю, ночью летаю, мышей добываю)

И.п. о.с. руки через стороны вверх – вниз 6 – 8 раз

2 Кукушка (Кто сидит на суку и кричит ку –ку)

И. п. – стоя на коленях, согнутые руки в стороны

1 –2 руки отвести в стороны – назад, туловище слегка вперед.

3 Дятел

И. п. - сидя с прямыми ногами, руки в упоре сзади

1 – 2 наклон вперед, руки с сомкнутыми ладонями к носкам ног тук, тук, тук.

3 –4 – и. п

4 Воробей (серенький комок прыг да скок)

И. п. сидя ноги врозь, колени согнуты. Руки в стороны

1 – руками захватить носки ног, смотреть вверх

2 – и. п.

5 Птички сидят в гнездышке

И.п. лежа на спине, опора на локтях

1 – согнуть колени, обхватить колени руками.

2 – и.п.

6 Воробушки радуются.

Прыжки на 2х ногах

Гимнастика «Физкультура для зверят»

1 Гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, клювы раскрывают

и.п. – о.с, повороты туловища со взмахом рук.                   

2 Пес бегает с шестом, машет в воздухе хвостом.

И.п. – упор , стоя на коленях, энергичные повороты таза и голеней вправо – влево , звукоподражание гав, гав

3 рак залез на самокат, все вперед, а он назад

и. п. – стойка на руках, ногах, движение назад

4 лучшие качели – гибкие лианы, это с колыбели знают обезьяны

и.п. – лежа на животе, приподнять верхнюю часть туловища и ног, движение лодочка

5 мишка на велосипеде мчится к финишу к победе

и.п. – лежа на спине, имитация езды на велосипеде.

6 Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать, и не падать, не качаться, за соседа на держаться – цапля

7 Тигр прыгнул дальше всех, вот невиданный успех

и.п. - о.с., руки на поясе, прыжки с продвижением вперед, в чередовании с ходьбой

 

Гимнастика «Морское царство»

1.        Волны шумят

И. п. сед на пятках, руки в низу

1-2 волнообразные движения руками вперед – вверх (вдох)

3-4 волнообразные движения руками вниз, выдох через рот со звуком ш-ш-ш

(можно вставать на колени и опускаться на пятки)

2.        Морская волна

И.п. – сед на пятках, руки перед грудью, пальцы переплести

1-8 волнообразные движения кистями и предплечьями, не разъединяя пальцы рук.

3.        Рыбка

И.п. лежа на животе, руки вверху

1-поднять голову, руки, ноги, верхнюю часть туловища, 2 – и.п.

4. Морская звезда

И. п. то же, 1- поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги, 2 – руки и ноги в стороны, 3 – руки и ноги вместе, 4 – и.п.

4.        Я на солнышке лежу

И.п. – лежа на животе с опорой на предплечья

Сгибать и разгибать ноги, напевая песенку.

5.        Дельфин

И.п. – лежа на спине, руки вверху

1- 2 перекат на правый бок, (левый) 3 – 4 и.п.

6. Краб

И.п. сидя, согнув ноги, руки сзади в упоре, поднять таз, продвигаться вперед, опираясь на конечности, затем назад

6.        Матрос взбирается по рее

И.п. лежа на спине 1– 4 сесть, имитируя движения руками, как при лазании по канату. 4 – И.п.

7.        Матросы радуются

Прыжки любым способов.

 

 Гимнастика «Отправляемся в поход»

Отправляемся в поход, много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом,

            Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

1,2,3,4 – полетели, закружились.

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся,

На носочках мы пойдем, на тот берег попадем.

Дальше глубже в лес зашли, налетели комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Комаров всех перебьем и к болоту подойдем.

Перейдем преграду вмиг и по кочкам \прыг\3р

Прыгать дружно мы умеем,

Прыгать будем мы смелее

Раз и 2, 1 и 2- позади уже вода

Под кустом пролезть не страшно,

И под елкой не опасно.

Друг за другом вы шагайте,

Только ветки не ломайте.

Вдруг мы видим у куста, выпал птенчик из куста.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем и в вразвалочку идем

Лес дремучий, ниже ветки

Испугались наши детки.

На коленях поскорей страшный путь преодолей.

Зайчик быстро скачет в поле очень весело на воле

Подражаем мы зайчишке, непоседы ребятишки

\мы шагаем \ -2р руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко, видишь, как идти легко

 

Гимнастика «Прогулка в лесу

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали

Дружно хлопнем 1.2,3,4,5

Надо нам букет собрать.

Раз присели, 2 – присели в руках ландыши запели

Вправо звон – динь дон, влево звон – динь дон.

На нос села пчела, посмотрите вниз, друзья.

Вот бегут муравьи, посчитаем их мы.

1,2,3,4,5 – посчитаем их опять,

1.2,3,4,5 – убежали опять.

Мы листочки приподняли, в руки ягоды собрали.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 – как этот лес прелестен.

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали.

 

Дыхательная гимнастика

1. Проснулись

Поднять руки вверх – вдох. Потянуться, опустить руки вниз – выдох, при выдохе произносить ах, ах, ах

2. Мельница

Поочередное поднимание выпрямленных рук вверх

3. Каша кипит

Поднять руки в стороны – вдох, опустить их вниз и прижать к груди – выдох с произношением ш - ш -ш

4. Комарик

И.п. сидя, поднять руки вверх – вдох, наклониться вперед, руками коснуться носков – выдох, при выдохе произносить з- з- з

5. Жук

И. п. лежа, поднять руки вверх, в стороны – вдох, согнуть ноги в коленях и обхватить их руками, наклонить голову вперед и произносить жужжит – выдох.

           6. Паровоз

И.п. сидя, руки согнуты в локтях, перед грудью, медленное вращение предплечий от себя, произнося звуки чух – чух

7. Муха

поднять руки в стороны, обхватить себя руками, сжимая грудную клетку

 

8.        Барабан

И.п. лежа, руки на животе, вдыхая приподнимать брюшную клетку – тугой барабан, нажимая на живот медленно выдыхать, произнося тра – та- та

9.        Цветок

И.п. любое, руки согнуты к груди, пальцы сжаты, поочередно пальцы разжимаем, затем руки в стороны – цветок раскрылся, затем обратно закрылся, дышит нос

10.     Хомячки

Будем как хомячки, надуем щечки, пройти 15 шагов, хлопнули щечки. Теперь мы ребята (осанка, дыхание)

 

Гимнастика "Полет на луну"

Подготовка к полету началась.

Ровным кругом, друг за другом, дружно весело шагаем, выше ноги поднимаем. Врассыпную мы пойдем, змейкой, шагом и бегом. Приставным галопом, шагом,  с выпадами, рядом.

 

ОРУ

1.        Проверим ремни

И.п. стоя на коленях, руки на поясе, руки в стороны назад, сед на пятки                                       6 – 8 раз

2.        Посмотрим в иллюминатор

И.п. сед ноги врозь, руки вперед, поворот туловища вправо и руки вправо, и.п. затем влево      6 - 8 раз

3. Состояние невесомости

И.п. лежа на животе, руки в стороны, приподнимать голову, руки, ноги                                        4- 6 раз

3.        Пытаемся сесть в кресло

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, сед с прямыми ногами, руки вниз                        3 - 4 раза

4.        Разминка перед выходом из ракеты

И.п. ноги врозь, руки в стороны. Выпад вправо, коснуться правой рукой носка правой руки, и.п. затем левой

5.        Радость прибытия

Прыжки на 2х ногах

Веселая гимнастика

 

Чтобы сильным стать и ловким,

приступаем к тренировке

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом,

Марш, на месте не спеша, как погода хороша.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег, хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам, снега хватит вам и нам.

Мы теперь метатели, бьем по неприятелю

Размахнулись рукой – бросок

Прямо в цель летит снежок

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий

Ногу левую к груди, да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

             Будто ты солдатик смелый.

Присел на корточки и вдруг,

Перевернулось все вокруг   

Вперед еще раз кувырок –

Теперь ты снежный колобок Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу         

 

Буратино

Буратино потянись, поскорее ты проснись.

Утро настало давно, оно стучится в твое окно

                           (потягивание)

Буратино потянулся, раз прогнулся, два нагнулся

Зашагал и по порядку начал делать он зарядку.

Царь Горох

Давным-давно жил царь Горох,

    Он делал каждый день зарядку

    Он головой крутил, вертел и танцевал в присядку

Плечами уши доставал и сильно прогибался

Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.

Дровосек

Чтобы лучше мне шагать сделаю зарядку.

Помахав топором, я для вас ребятки

Ноги в сторону поставлю, вниз и вверх махну руками.

Иван Царевич

Иван Царевич, вот герой, смело он вступает в бой (выпады)

Волшебным он взмахнет мечом и Змей Горыныч нипочем

Сделал выпад раз и 2 – отлетела голова

Еще выпад 3,4 отлетели остальные

Жучки жук упал, и встать не может, кто ему поможет

Лягушка

Вот лягушки по дорожке, скачут, вытянувши ножки

 

Деревья в лесу

Мы в лесу весеннем целый день гуляли, искали цветы, воздухом дышали.

Мхом под ногами выслана земля, идем мы на носочках, ступая слегка.

Вот деревья встали у нас на пути, нам их обежать нужно и обойти.

Тучка невеличка дождь прислала нам,

Побежим скорее, спрячемся от дождя.

1.        Дуб

И.п. о.с., руки через стороны вверх, подняться на носки

(вот дуб растет высокий и красивый и смотрит он на нас игриво.)

2.        Ива

И.п. Стойка на коленях, руки в стороны назад, руки вперед, коснуться пола

(вот ива наклонилась над водой, она увидела свое в ней отражение)

3.        Елочка

И.п. Сед, с прямыми ногами, руки вниз, руки вперед, коснуться носков.

(принагнулась елочка, елочка иголочка, тяжело пушистые веточки держать)

4.        Сухие ветки

И.п. Лежа на животе, перекаты со спины на живот

(сухие ветки спилили, на землю положили, ветер задувает, ветки по земле катает)

5.        Листочки

И.п. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в обхват — назад (ветер листья срывает, листья скручиваются, летают)

6.        Осинка

Прыжки

7.        Дровосек

И.п. ноги на ширине плеч, руки вверху – вдох, резко опускаем руки вниз - выдох

Теплый ветер гладит лица, лес шумит густой листвой,

Дуб нам хочет поклониться, клен кивает головой.

И кудрявая березка, провожает всех ребят.

До свидания лес зеленый, мы уходим в детский сад

Игра со снежками

Мы идем, все со снежками, посмотрите все на нас.

Вот как топаем ногами, 1,2,1 – 1,2,1.

А теперь все побежали, посмотрите все на нас,

Выше ноги поднимаем 1,2,1 – 1,2,1

А теперь снежки поднимем, выше, выше, высоко.

И опустим их пониже, больше нет ни у кого.

Мы наклонимся пониже, мы к ногам кладем снежок.

Прямо к елочке пониже, наклонись еще дружок.

Мы снежки за спину спрячем, и как зайчики поскачем

Прыг, скок, прыг, скок - веселей дружок

 

Дыхательная и звуковая гимнастика

Цель: Научить детей дышать ч\з нос, подготовить к более сложным дыхательным упр. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

 

1.Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей,( правая ноздря закрыта), выдох правой (закрыта левая), на выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2.        Сделать 8 — 10 выдохов, вдохов ч\з правую, левую ноздрю, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3.        Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки м-м-м, одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4.        Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть г — м- м.,

на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

5.        Энергично произносить п — б, произношение этих звуков укрепляют мышцы губ

 

Пальчиковая игра «Пельмени»

В день веселый в воскресенье

для друзей леплю пельмени.

Я три горсточки муки сыплю в миску из руки.

Подолью воды немножко, размешаю тесто ложкой.

Все с яйцом я перетру, тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки, делаю я колобочки.

Превращу я колобки скалкой в плоские кружки.

Мясорубку покручу, фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку, на кружок кладу я горку.

Я края соединяю, пальчиками их сжимаю.

Покажу свое уменье, вылеплю я 100 пельменей

Соли горсточку возьму я, воду ею посолю я.

И пельмени в кипяток, прыгнут за дружком, дружок

Я тарелки расставляю, на пельмени приглашаю.

Тренажеры

В ходе таких занятий в значительной мере повышается эмоциональный тонус детей, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение. Тренажеры побуждают к творческой активности.

Задачи

1.                    Тренирующая нагрузка

2.                    Аэробный эффект (максимальный)

Объем кислорода, который ребенок может усвоить за 1 минуту. Аэробные возможности являются физиологической основой общей выносливости и физической работоспособности.

Проводимые упражнения на координацию движений, равновесие – развивают координационные механизмы нервной системы, способствует психическому развитию.

Позволяют детям сбросить накопившееся физическое и психическое напряжение, повышает способность организма усваивать кислород.

Предполагаемые результаты

Осознанное отношение к собственному здоровью, овладение доступными способами его укрепления. Формирование потребности в ежедневной двигательной активности. Развитие координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.

Цель

Развивать двигательные качества детей. потребность в ежедневной двигательной активности, осознанное отношение к своему здоровью

Задачи

1.                                Тренировать сердечно – сосудистую и дыхательную систему и физиологические функции организма в оптимальных для данного возраста физических нагрузках

3.                    Укреплять мышечный тонус в двигательной активности.

4.                    Развивать общую выносливость и физические качества

5.                    Учить двигательным умениям и навыкам, а так же приемам страховки, при работе с тренажерами.

6.                    Расширять представление о том, что на тренажерах можно выполнять разные движения, развивать умение регулировать свою двигательную активность, чередуя интенсивные движения и отдых, развивать смелость, решительность

7.                    Учить соотносить результат движения с приложенными усилиями, побуждать к оригинальному использованию знакомых видов упражнений на тренажерах.

 

Спортивные загадки

 

1. Трибуны гудят и кричат громко «гол» у нас две команды играют в (футбол)

2. Великаны – рост 2 метра и бегут быстрее ветра, только это не футбол, это супер (баскетбол)

3. Снег хрустит, лыжня, винтовка, каждодневно – тренировка. Одолею горный склон, мой вид спорта (биатлон)

4.       Королева, ферзь и пешки, здесь совсем не нужно спешки, бьются светлые умы, во что играют (в шахматы)

5.       Кричат трибуны «Шайбу, шайбу»,  забить нам нужно гол скорей. Коньки и клюшка – все, что надо и это вместе все…(хоккей)

6.       на ринге я противником стою, его в нокаут я пошлю. Перчатки, гонг – все здесь всерьез. Спорт не для слабых – это… (бокс)

7.       Руками плавно я вожу и за дыханием слежу, никуда я не спешу, занимаюсь я …(У-шу)

8.       Спросите многих из ребят – они в его играть хотят. Ты кий возьми  и цепкий взгляд брось на шары в игре (бильярд)

9.       Умение шпагою врагов своих сразить у мушкетера было как призвание. Спустя столетия вам достойно победить поможет красочный вид спорта (фехтование)

10.    Люди – горы, все гиганты, но сплачивает их одно еда и сила, плавки – банты в борьбе японской под названием…(сумо).

________________________________________________________________________________________________

 

Влияние речевых патологий на готовность ребенка к школьному обучению

Состояние детской популяции сегодня вызывает обоснованную озабоченность всех участников медико-психолого-педагогического процесса. Если обратиться, даже не профессионально, а так из любопытства, просмотреть материалы различных конференций, посвященных проблемам развития, и хотя бы приблизительно оценить сколько человек в общеобразовательной школе «не тянут» учебную программу, нуждаются в помощи логопеда, психолога, психоневролога и других специалистов, то приходиться ужаснуться статистике количества речевых нарушений, уровню заболеваемости и сложности выставленных диагнозов.

Обратимся к отклоняющимся в развитии речевым процессам, поскольку именно эта недостаточность наиболее ярко и самого раннего возраста проявляется в разнообразных вариантах. Логопатия видна даже неискушенному взгляду.

Осенью этого года в городе Кунгуре проводится логопедическое обследование детей, посещающих детские сады. К диагностике привлекаются воспитанники с 3,6 лет. Мною лично было осмотрено 173 ребенка, из них только 39 с нормой речевого развития, что составляет 22 %, т.е. меньше одной четвертой части от общего количества осмотренных. При чем все дети с довольно сложными логопатиями. В данном случае следует говорить даже не о неспособности ребенка говорить (хотя этот элемент, безусловно, присутствует), а о неспособности детей  к усвоению, а следовательно, использованию родного языка, как главного инструмента сознания, присвоения культурного опыта и общения.

Современные ученые отмечают опасную тенденцию: дети все больше используют, манипулируют специфическими вербальными формами, формируется «новояз», который разрушает фундамент осознанного человеческого поведения на врожденном уровне.

Все чаще от воспитателей и педагогов слышишь: «Они совершенно не умеют говорить и писать!». Очень даже умеют. Просто они привыкли выражать свои мысли по лекалам поп-звезд, героев боевиков, телевизионных реклам, ущербных мультфильмов. То есть по социокультурным образцам, где количество слов не превосходит приблизительно 60  (включая предлоги и междометия), с выраженными грамматическими ошибками и умильными по простоте фразами, с мало ясным смыслом.

 Альтернативы такому «речевому тренингу» взрослые не предлагают. Сейчас все чаще ребенок с самого раннего возраста смотрит телевизор, играет в компьютер. Постепенно перестает нуждаться в общении со взрослым. Если к этому добавить очевидную деформацию или, т.е. искажение церебральных, т.е касающихся ЦНС  и соматических механизмов в современной детской популяции, можно только удивляться как еще встречаются дети с нормой речевого развития и как они справляются со школьной  программой, которая с годами усложняется.

Существуют объективные условия и факторы приведшие к такой ситуации. Ведь только за последние полвека мир настолько кардинально изменился, что это не может не сказаться на состоянии соматического и психического здоровья детского населения.

Возникает вопрос: почему резко страдает именно речевая функция, а вместе с ней и другие психические процессы. Ответ прост – все эти функции эволюционно более молоды, поэтому подвергаются разрушению в первую очередь.

Еще одна опасная тенденция, которая не оставляет равнодушной специалистов, работающих над коррекцией речи. Нередко в стороне поля зрения медицинских работников, в частности педиатров и неврологов,  остается состояние речи детей. Оно  как бы выпадает из общей картины здоровья ребенка. Задержки развития речи изымаются из понятия «зрелость ребенка», рассматриваются как чисто педагогическая проблема.

Речь – это важнейшая высшая функция мозга, на основе которой организуются другие психические функции: память, внимание, восприятие, мышление.

  При расстройствах речи возникает множество так называемых    вторичных дефектов, искажение психического развития ребенка в целом.

Какие трудности в обучении подстерегают ребенка с речевым недоразвитием при поступлении в школу? Что учителю ждать от ученика с проблемами в речи?  Остановлюсь на этом подробнее.

Прежде всего, у  ребенка с речевой патологией возникают проблемы в поведении, у него нарушена саморегуляция.

  Причина - в недоразвитии регулирующей функции речи. Формирование данной функции приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого. При ее недоразвитии действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, поведение, ребенок легко отвлекается, не замечает своих ошибок; снижается речевая саморегуляция, контроль за протеканием собственной деятельности. Речь не становится организатором и конструирующим фактором деятельности ребенка.

Ярким проявлением ребенка с речевой патологией является недоразвитие функций речевого звукоразличения, т.е. фактор фонематического анализа и синтеза, который позволяет ребенку слышать звуки речи, выделять их из речевого потока, обозначать место звука в слове, что является базой грамотного письма . Из дальнейшего описания станет ясно, что фонематический слух играет базисную роль для формирования практически всех психических процессов.

Ребенок с выраженными нарушениями фонематического слуха часто жалуется, что учитель говорит слишком быстро, а в классе всегда для него шумно. Учитель, в свою очередь, помимо вопиющей безграмотности отмечает, что приходится по нескольку раз окликать ребенка, прежде чем он отзовется и поймет, что от него хотят. При более грубых нарушениях такого ребенка легко узнать по тому, что на первую же вашу просьбу повторить несколько слов или задание, которое вы ему дали, он, напряженно вглядываясь, спросит: «Как? Повторите еще раз».

Характерно, что эти дети, воспринимая чужую речь как в чем-то незнакомую, иностранную, не «слышат» и свою собственную. Для такого ребенка близкие по звучанию слова – бочка, почка – могут звучать одинаково. Все это приводит к снижению понимания  смысла речи. Например, учитель просит написать «работа над ошибками». Ребенок пишет буквально: слово «работа» на верхней строчке, а слово «ошибками» строкой ниже.

На этом фоне снижается контроль за собственной речью. Так, например, при пересказе ребенок использует различные новообразования. 

При чтении появляется «проглатывание» окончаний, затруднения в расстановке ударений, ребенок не интонирует знаки препинания, затруднено понимание и запоминание прочитанного.

Наиболее грубо при недоразвитии фонематического слуха страдает письмо: замены по твердости-мягкости, глухости-звонкости. Имеет место тенденция к размытости границы слова. Достаточно часты пропуски букв, особенно в конце слова.

Дефицит фонематического слуха вредоносно сказывается на эффективности любого учебного предмета; ведь, например, успешность на уроке математики не в последнюю очередь зависит от того, что ребенок на уровне звукоразличения дифференцирует близкие по звучанию «шестнадцать»  и «шестьдесят».

Вышеперечисленные трудности при отсутствии специальных коррекционных мер приводят к деформации и снижению развития всех функциональных звеньев речевой деятельности. Особенно это касается процессов обобщения и способности разворачивать собственное речевое высказывание, что вторично приводит к интеллектуальной недостаточности, дефициту произвольной саморегуляции и искажению процесса общения.

При недостаточном уровне развития словесно-логического мышления у ребенка возникнут трудности в понимании скрытого смысла текста, в решении задач.

Очень часто ребенок с речевым недоразвитием неловок в движениях, у него много лишних движений. При письме он двигает языком или ногами. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Ребенку трудно удерживать рабочую позу, а традиционная учебная поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль» и является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.

Может случится, что ребенок очень тихо и кратко говорит. В данном случае кроме психологических особенностей нельзя исключать и логофобии – боязнь говорить в силу речевых нарушений.

Особенности речевой среды в семье могут наоборот сформировать привычку говорить излишне громко, кричать без надобности. Другой причиной такой особенности может быть нарушение саморегуляции.

Нарушения речевого дыхания могут вызвать у ребенка трудности при чтении: не может плавно прочитать фразу, дыхание сбивается, спотыкается на первом слоге или букве.

У детей с речевой патологией наблюдается несформированность зрительно-пространственных  представлений. Пространственные представления – совершенно необходимый базис полноценного освоения ребенком закономерностей языка и элементарной математики. На фоне этого недоразвития возникает зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры, начинает писать или чертить справа налево. Затем на письме могут возникнуть трудности с правильным употреблением предлогов.

При недостаточности слухоречевой памяти ученику трудно удерживать инструкцию с однократного предъявления.

Иногда дети плохо понимают грамматические инструкции (Если…то; для того, чтобы…), это мешает им при решении задач.

Много жалоб учителей поступает на состояние связной речи детей. Действительно ребенок с речевыми проблемами испытывает большие трудности при пересказе, формулировании развернутых ответов.

Важным критерием готовности ребенка к школьному обучению служит так называемая коммуникативная готовность, т.е. навыки общения и сотрудничества с другими детьми и взрослыми, способность взаимодействовать с новым для него значимым взрослым – учителем. Будущий первоклассник должен правильно ориентироваться в различных ситуациях общения.

Не буду останавливаться на трудностях в освоении письма, потому как тема нашей конференции касается прежде всего устной речи. Скажу только, что пись­мо является сложнейшим психическим процессом, включа­ющим в свою структуру вербальные и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное, акус­тическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия, саморегуляцию, контроль над деятельностью.  Поэтому его расстройство носит системный характер. Нарушение процесса письма является нарушением целостной психической системы. Не следует рассматривать его как только  речевое нарушение.

А вот на нарушениях чтения остановлюсь.

Чтение явля­ется одной из основных форм речевой деятельности. Это сложный     психический процесс смыс­лового восприятия письменной речи.

Чтение относится к процессам речи, восприятия, целе­направленного поведения.

На ранних этапах овладения чтением для ребенка, ко­торый анализирует буквы, переводит их в звуки, объеди­няет их в слоги, а из слогов синтезирует слово, особенно важны процессы анализа и синтеза. На более поздних этапах все элементы слова уже не подвергаются анализу и синтезу, а схватывается ограниченный комплекс букв, несущих основную информацию (корневая часть слова). Затем по комплексу букв восстанавливается значение целого слова.

Для того чтобы достигнуть правильного понимания воспринимаемого слова при чтении, читающий человек нередко возвращается к написанному слову и сверяет возникшую «гипотезу» с реальным словом. Такая страте­гия чтения, с забеганием вперед и возвра­щением назад, обеспечивается сложным движением глаз. Установлено, что во время чтения происходит законо­мерная смена пауз и движений глаз. Оптическое воспри­ятие читаемых знаков происходит в момент фиксации глаза, а не его движения. Кроме того, единицей чтения является слово, а не буква.

Таким образом, движения глаз являются одним из не­обходимых условий осуществления чтения. Они обеспечи­вают аналитико-синтетическую работу в звене зрительного восприятия, т.е. в самом первом звене сложной психологи­ческой структуры чтения. Именно поэтому в работе учителя большое значение должно придаваться  глазодвигательным упражнениям.

Попытки оказать психологическое или дисциплинар­ное воздействие на ученика с дислексией дают только негативные результаты. Неблагоприятно сказываются по­пытки форсировать темпы овладения чтением. Чем по­зднее начата коррекционная работа, тем выраженнее про­являются вторичные расстройства: протестная реакция, прогулы уроков, девиантные формы поведения, тревож­ность, неврозная симптоматика и т.д.

Следует учитывать, что у детей с дисграфией и дис­лексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.

Эффективным является такое обучение, которое ори­ентировано не на слабые, а на сильные звенья психичес­кой деятельности. Такое обучение обеспечивает вовлече­ние в работу новых нервных импульсов и новых мозговых структур.

Представляется, что во главу угла должен быть поставлен вопрос о новом понимании педагогом причин школьной неуспеваемости ребенка с речевой патологией и  в выстраивании перспектив помощи  этому ребенку с позиций  знания его особенностей.

Материал выступления учителя-логопеда МДОУ "Детский сад № Яковлевой Т.И. на межрайонной научно-методической конференции "Русский язык как цель и средство обучения и воспитания: преемтсвенность в развитии языковой компетенции детей (устная речь)"  

 

 

 

 



 












 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz