Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 36".

 

Из опыта работы педагога Верещагиной Ю.В.

  Содержание странички педагога:

  1. Опыт работы 

  2. Материалы из опыта работы

  3. Практический материал 

 

1.

     В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с недоразвитием речи, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды значительно возросло. Это можно проследить и по городу Кунгуру. Если в 2006-2007 учебном году детей с нарушениями речи было 1210 человек, то в 2007-2008 учебном году их количество возросло до 1500 человек.

  Специалисты по детской речи отмечают, что у детей с патологией речи, как правило, оказываются частично сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы (Н.В. Нищева). Это вызывает у дошкольников определенные трудности и в усвоении математики: в выделении различных параметров величины предметов и их сравнении,  различении предметов по форме, ориентировке в пространстве,  времени и другие. Поэтому педагогу необходимо включать работу по развитию восприятия, памяти, внимания, мышления во все виды деятельности, продолжая ее на протяжении всего периода обучения.

   Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые, в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

   Анализируя научно-методическую литературу, удалось выявить направление, рассматривающее особенности освоения математики детьми с недоразвитием речи (А.М. Поваляева, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). Однако вопрос роли математики в системе коррекционной работы в данной литературе практически не освещён, что вызывает у практиков определённые трудности, поэтому является актуальным.

  Всё вышесказанное определило цель и задачи моей работы.

  Цель: осуществление коррекции речи детей 5-го года жизни через занятия по математике.

  Задачи:

I блок: развивающие

1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.

2. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Вырабатывать у детей умение целенаправленно владеть волевыми усилиями.

II блок: коррекционные

1. Осуществлять коррекцию речевого развития.

2. Осуществлять развитие моторной сферы.

III блок: воспитательные 

Развивать у детей познавательный интерес к математике.

  Для реализации цели и задач выбрана педагогическая технология «Учимся математике!», разработанная Е.М.Фадеевой. Выбор данной технологии неслучаен, поскольку:

во-первых, педагогическая технология имеет своё продолжение в работе с детьми 5-6 лет и 6-7 лет;

во-вторых, работая по программе того же автора с детьми старшего дошкольного возраста, добились высоких результатов (приложение 1);

в-третьих, предлагаемый автором календарно-тематический план является примерным и может быть адаптирован в соответствии с интересами, потребностями и способностями детей, следовательно, даёт возможность педагогу реализовать творческий потенциал;

в-четвёртых, содержание математического материала имеет развивающий характер.

  Однако, учитывая особенности детей с патологией речи, возникла необходимость адаптирования данной педагогической технологии.  Сущность адаптирования заключается в следующем. Формирование элементарных математических представлений осуществляется с коррекционным воздействием речевых нарушений и неречевых процессов, являющихся психологической базой речи.

  Не могу оставить без внимания ещё одну особенность детей с ОНР. Специалисты по детской речи отмечают, что ввиду недоразвития контролирующей функции речи (способности подчинять свои действия  речевой инструкции взрослого) действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность. Ребёнок легко отвлекается, не замечает своих ошибок. Это становится настоящей преградой  на пути обучения. Развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями.

  Интерес-это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека  (Л.А.Гордон). В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

  Интерес детей 5-го года жизни проявляется к игровым персонажам. С этой целью введены знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи – Смешарики, поскольку они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

  В связи с тем, что у детей с недоразвитием речи снижено аудиальное восприятие, нельзя недооценивать роль наглядности. Отличительной особенностью занятий является использование карточек-заданий и природного раздаточного материала. Применение  карточек-заданий имеет свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей 5-го года жизни, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая на карточке цветными карандашами, ребенок развивает руку.

   Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

   Наглядный материал эстетично и красочно оформлен, поэтому вызывает у детей желание работать.

   Рассмотрим методические  основы организации занятий по ФЭМП

Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования:

деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном.

 

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует

соблюдение следующих условий:

учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей 

                5-го года жизни (дети с нарушениями речи в основном кинестетики и  

                визуалы, следовательно, на занятии использую большое количество разной 

                наглядности, материала для практических работ);     

создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

широкое использование игровой мотивации;

интеграция математической деятельности в другие виды : игровую,  

          музыкальную, двигательную, изобразительную;

 смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

развивающий характер заданий;

увлеченность  педагога предметом, зараженность интеллектуальными эмоциями.

    Внедряем методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях широко применяем:

игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.    Достижение целей и задач по ФЭМП осуществляем с учётом следующих принципов: принципа сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности.

Исходя из принципа целесообразности, включаем в занятия следующие средства коррекции речевых нарушений:

упражнений на развитие артикуляционного аппарата

упражнений на развитие речевого дыхания

упражнений на развитие общей и мелкой моторики

упражнений детей в правильном конструировании фраз

подбор наглядного, иллюстративного и речевого материала с учётом произносительных возможностей каждого ребёнка (для самостоятельной работы)

упражнение детей в словообразовании и словоизменении.

        Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей с нарушениями речи, разработан и апробирован цикл развивающих занятий по математике.

        Практическая значимость работы заключается в использовании разработанных занятий не только с детьми логопедических, но и общеобразовательных групп.

         Динамика обучения показала, что проведение занятий по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Это можно наблюдать в диаграммах (приложение 2). Диаграммы показывают, что показатели развития психических процессов и речи у детей значительно улучшились.

    Таким образом, можно утверждать, что математика занимает важное место в системе коррекционной работы в логопедической группе.

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

        Коррекция речевого развития детей 4-5 лет на занятиях по математике

   Развитие речи у детей 4-х лет происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы и предложения (это сензитивный период развития речи). Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к четырем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо. Таких детей большинство. В связи с этим перед специалистами ДОУ встает проблема создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. Одно из решений – организация единого речевого режима для воспитанников. Как показывает практика, в процессе работы педагоги нередко допускают ошибку, придавая первостепенное значение тем знаниям, которые должны быть сформированы у детей в соответствии с реализуемой программой ДОУ. При таком подходе часто не учитывается, что без актуализации  в речи данные знания носят поверхностный характер. Поэтому необходимо создавать условия для развития речевой активности детей во всех образовательных областях.

      Особый интерес представляет математика, поскольку в ней заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые, в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

   Анализируя научно-методическую литературу, удалось выявить, что  вопрос коррекции речи на занятиях по математике практически не освещён, что вызывает у практиков определённые трудности, поэтому является актуальным.

   Всё вышесказанное определило цель и задачи моей работы.

  Цель: осуществление коррекции речи детей 5-го года жизни через занятия по математике.

    Для осуществления математического развития воспитанников  я выбрала педагогическую технологию Е.М. Фадеевой «Учимся математике!». Выбор данной технологии неслучаен, поскольку:

во-первых, автором внедряются первые рабочие тетради, а, рисуя и раскрашивая ребенок получает возможность для тренировки мелких мышц кистей рук;

во-вторых, задания, предлагаемые детям, содержат вопросы стимулирующего характера, побуждающие детей размышлять, аргументировать свою точку зрения, делать простейшие умозаключения;

в-третьих, содержание математического материала имеет развивающий характер. Это подразумевает включение проблемно-практических ситуаций, упражнений, требующих сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и т.д.

 Однако, учитывая речевые особенности детей, возникла необходимость адаптирования данной педагогической технологии.  Сущность адаптирования заключается в том, что математическое развитие осуществляется в совокупности с коррекционным воздействием речевых нарушений и неречевых процессов, являющихся психологической базой речи. Кроме того, предлагаемое автором,  пособие по математике представляет собой календарно-перспективный план, содержащий задачи и задания, поэтому был  доработан, дополнен, а где-то упрощен в зависимости от способностей, интересов и потребностей детей. Разработаны конспекты занятий, педагогические ситуации.

   Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

    Интерес детей 5-го года жизни проявляется к игровым персонажам.

- Какой игровой персонаж появляется на ваших занятиях по математике?

А я ввела знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи – Смешарики, поскольку они являются элементом субкультуры детей. Дети их любят, считают своими друзьями.

   Учитывая возможности детей 4-5 лет, мотивами для математической деятельности могут быть следующие:

- помоги персонажу выбраться из затруднительного положения:

- исправь ошибки персонажа;

научи персонаж тому, что знаешь сам;

- узнай у персонажа, как справиться с трудной задачей;

- доставь радость персонажу.

  На пятом году жизни ребенка интересует не только игровая ситуация, но и практические действия и результат сделанной ими работы, поэтому возможно включение в занятия продуктивных видов деятельности: рисование, конструирование, лепку. Продуктивная деятельность – благодатная почва для реализации принципа активности, который предполагает, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает.

Нельзя недооценивать и роль наглядности. Отличительной особенностью занятий является использование карточек-заданий, которое имеет свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей 5-го года жизни, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая на карточке цветными карандашами, ребенок развивает руку.

   При проведении занятий я столкнулась с рядом трудностей:

- на раскрашивание (а это 2-3 задания) уходит много времени;

- дети настолько увлекаются раскрашиванием, что их трудно переключить на другой вид деятельности;

- нагрузка на зрение.

 Поэтому я предлагаю детям выполнить только одно задание (обычно на закрепление нового материала), освобождая время для решения проблемной ситуации, работу с раздаточным материалом.

    Предлагаю для сравнения 2 карточки.

   Особую значимость имеет работа с раздаточным материалом,  в том числе и с природным, который дает возможность разного обследования предмета.  А это, в свою очередь, дает толчок к развитию словаря, речевой активности, развитию мелкой моторики. Обычно педагоги используют природный материал в аппликациях, конструировании, ручном труде, а я нашла применение природному материалу на занятиях по математике.

   Показ приема выкладывания дорожки из природного материала для Совуньи.

Сейчас я хотела бы продемонстрировать один из приемов работы с природным раздаточным материалом. Вначале необходимо настроить детей на решение математической задачи, заинтересовать. Игровая мотивация может быть следующей.

  Крош заболел, доктор Совунья спешит на помощь больному. Но случилась неприятность: пошел сильный дождь и размыл дорогу.

- Что же делать, ребята? (Нужно помочь).

- А как? (Варианты ответов детей). Так воспитатель активизирует речь детей.

- Посмотрите какие интересные камушки я принесла, а еще есть пенечки.

- Давайте рассмотрим пенечки, какие они?

- Рассмотрим камушки, какие они? Ответы на такие вопросы позволяют развивать словарь ребенка.

- Будем выкладывать дорожку на столах слева направо. Самый первый пенечек кладем слева. Это где? Покажите пальчиком.

Возьмите пенек, положите его. Теперь положите камешек. После камешка пенечек.

- Что положим дальше? (Камушек). Почему? (Мы чередуем пенечки и камушки).  Дети делают вывод. Продолжите вкладывать дорожку сами.

- А сейчас давайте проверим, у всех ли дорожка выложена правильно.

- Молодцы! Совунья вам очень благодарна, ей надо спешить. Давайте проверим устойчивая ли дорожка у нас получилась. Пройдите пальчиками по камушкам и пенечкам. Теперь пройдите по пенечкам, перешагивая через камушки. Пройдите по камушкам, перешагивая через пеньки. Развитие мелкой моторики.

 - А над какой математической задачей работает педагог?  (Формирование умения выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее).

  

       Включаю методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях широко применяю:

игровые методы, проблемно-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

    На каждом занятии перед детьми либо игровыми персонажами возникает проблемная ситуация, которую помогают решать дети. Проблемные ситуации необходимы для развития у детей мышления, речевой активности, ведь ребенку  нужно обдумать, высказать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. А слово помогает осмыслить процесс деятельности. Постоянно сталкиваясь на занятии  с проблемными ситуациями, я  вывела примерный алгоритм действий. Алгоритм включает в себя следующие этапы.

Алгоритм решения проблемной ситуации

Задание педагога или игрового персонажа)

Формулирование проблемы детьми

Поиск путей решения проблемы (с использованием метода беседы, подводящего диалога):

- высказывание предложений детьми, обсуждение данных предложений;

- предложение воспитателя, наталкивающие на открытие (если дети затрудняются);

- выбор единого, наиболее оптимального способа разрешения проблемы

4. Установка к действию

5. Деятельность детей (помощь воспитателя затрудняющимся воспитанникам)

6. Проверка выполненной работы

7. Детские выводы

8. Оценка деятельности детей.

Показ проблемных ситуаций, задание с ошибкой

Я предлагаю вам обыграть несколько проблемных ситуаций и выявить этапы решения проблемной ситуации в соответствии с алгоритмом.

Воспитатель приносит картину-подарок от Смешариков и предлагает ее рассмотреть.

- Какое время года изображено на ней? (Весна).

- Как вы догадались? (Тает снег, бегут ручьи, кругом лужи, проталинки).

- Почему тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки? (Солнце начинает пригревать). Правильно. При рассматривании картины активизируется речь детей. Вы, наверное, обратили внимание на то, что воспитатель постоянно  просит детей доказывать суждение. Вопросы «почему», «докажи» приучают ребенка думать, размышлять.

- Посмотрите внимательно, а  солнышко находится в правом верхнем  или левом верхнем углу картины? (Его нет).

- Какие этапы можно выделить?

Задание педагога проблемного характера. Формулирование проблемы детьми.

Как нет? Где же оно? Смешарики так старались его делать, у них такое красивое солнышко получилось.

- Что же делать?

(На столах разложены 2 желтых круга, 4, 6 желтых прищепок, по 6 желтых счетных палочек, по 6 желтых узких ленточек). Так как я систематически включаю в занятия элементы моделирования предметов из разного материала, детям не составит труда догадаться, из чего можно сделать солнышко.

Какой этап мы выявили? (Предложения детей).

Если ребята затрудняются воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие на столах.

Предложение воспитателя.

   Давайте разделимся на 2 группы по 5 человек (или мальчики подойдут к столу  слева у окна, а девочки – справа у стены). Молодцы, как вы быстро разделились на группы! Какие геометрические фигуры лежат на столе (Круги).

- На что похож круг? (На солнышко). Почему вы так решили? (Он желтого цвета). Активизация речи детей.

- Сделайте солнышко из того, что есть на столах, но помните, что его нужно поместить на картину, правильно выберите материал. Установка к действию. Деятельность детей. Работа воспитателя с микрогруппами. Работая в микрогруппе, дети выбирают материал, из которого сделают лучики. И этот этап называется…(выбор единого способа разрешения проблемы).

 - Из чего сделали лучики? ( Из прищепок). Почему? ( Они крепко держатся, значит не отпадут, когда мы его будем прикреплять). Проверка выполненной работы. Вывод детей.

    Поскольку детям трудно удерживать во внимании несколько задач сразу, я посчитала возможным   включить математическое задание. Например, такое.

- Сделайте так, чтобы вас и лучиков было поровну, по 5.

- Как получили 5 лучиков? ( Убрали один лучик). Формулировка вывода. Когда я проводила это занятие, то в одной группе были мальчики, а в другой  - девочки.  Интересно, что мальчики и девочки действовали по-разному: девочки сосчитали лучики и убрали один, а мальчики вначале убрали все лучики, а затем прикрепляли по одному до 5.

- Давайте поразмышляем, как бы дети действовали, если бы у одной группы было 4 прищепки, а у другой 6? (Одна группа отсоединяет прищепку, а другая может попросить лишнюю прищепку). Так мы получили еще одну проблемную ситуацию. Это еще и прекрасный воспитательный момент.

- Какая математическая задача решалась в этот момент? (Счет, состав числа 5).

    Обязательно нужно оценить работу детей. Это завершающий этап. 

- Как вы оцениваете своих детей? Я оцениваю детей по степени прилагаемых усилий (ребенок не мог, а сегодня у него все получилось). То есть оценка обязательно должна носить положительный характер. Хочется добавить, что  оценка должна быть разнообразной в речевом плане. Ведь, если мы хотим, чтобы речь ребенка была правильной, насыщенной сравнениями, определениями, наречиями, то ребенок должен слышать такую речь. Поэтому речь педагога – это образец правильной речи. (Замечательно мы поработали! Как хорошо ты сказал! Изумительное солнышко у нас получилось! Как хорошо вы научились считать! Какие вы догадливые и сообразительные!) 

     Далее дети определяют, какое солнышко они оставят в группе для игры, а какое поместят на картину.

- Давайте полюбуемся, как сияет солнышко.

- Какое солнышко у нас получилось? ( Красивое, желтое, весеннее…).  Процесс любования, это прекрасная возможность для решения речевой задачи – обогащение словарного запаса детей, в нашем случае прилагательными среднего рода.

  Предлагаю обыграть еще одну проблемную ситуацию, а затем выявить проблему и эффективность данного приема.

Психогимнастика «Ладошки»

 Один лучик солнышка прыгнул на мои ладони и согрел их. Я хочу поделиться теплом с вами. Покажите свои ладошки. (Воспитатель прикасается своими ладонями к ладоням детей).

Прикасаясь к вашим ладошкам, я заметила, что у меня руки больше, чем у вас. Так, может, у меня и пальцев больше, чем у вас? (Ответы детей).

- Как проверить? (Посчитать). Считаем пальцы на правой руке.

- Сколько у вас пальцев на правой руке? (5). И у меня тоже 5.

- Так у кого пальцев больше, у меня или у вас? (Поровну).

- Поровну, по сколько? (По 5).

- А на левой руке пальцев столько же? Как проверить? (Посчитать).

- А как быстрее узнать, что пальцев поровну?

 (Можно соединить пальцы обеих рук. Если каждый пальчик найдет себе пару, то их поровну). Вывод детей.

- Какая проблема решалась? (Зависимость количества от величины предмета).

- Как вы считаете, в чем эффективность данного приема?

  Эффективность данного приема состоит в том, что материалом для изучения служит собственное тело, а это повышает познавательный интерес и речевую активность.

 Использование приема задание с ошибкой позволяет  развивать внимание, контроль, умение обосновать свою точку зрения.

Например, такой. После составления бус для елочки, дети рассматривают работу персонажей, при соотнесении их работы со своей, делают вывод о том, что Смешарики сделали ошибку, исправляют ее.

 

Исходя из принципа целесообразности, включаю в занятия следующие средства коррекции речевых нарушений:

упражнений на развитие общей и мелкой моторики

   Не секрет, что развитие мелкой мускулатуры рук положительно влияет на речь. Докажите это утверждение. Хотелось бы услышать ваше мнение.

(В головном мозге речевая зона и моторная зона расположены рядом, причем, 2/3 моторной зоны занимает рука, значит, можно сказать, что рука – второй орган речи).

   Поскольку я работаю с детьми с речевой патологией, большое внимание уделяю развитию мелкой моторики через приемы, которые хотела бы вам показать.

Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук. При выполнении несложных упражнений достигается

Нормализация мышечного тонуса

 

Стимуляция тактильных ощущений

 

А под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

   Использую 1-2 упражнения. Упражнение выполняется по 4 раза для правой и левой рук. Массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью, от кисти к локтю. Сопровождается стихами. Поскольку психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать на «разогретые руки» самомассаж можно проводить в начале занятия либо перед или после работы на карточках. Давайте сделаем несколько упражнений.

Растирание ладони

? «Стряпаем» - имитирующие движения сминания теста и катания колобков, 4 раза вправо и влево.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев

?«Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!

?«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Растирание предплечья

?«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к запястью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влевл-вправо, - выполняем 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке с начала.

?«Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

   У меня имеется картотека самомассажа, если желаете можно ее откопировать.

Сухой бассейн

На занятиях использую игры с сухим бассейном. Наполняемость бассейна может быть разной (разноцветные крышки, капсулы от киндер-сюрприза, бобовыми). Детям очень нравится игра «Узнай геометрическую фигуру на ощупь». Она позволяет закреплять геометрические фигуры, развивает тактильные ощущения, вызывает живой интерес к заданию, положительно влияет на нервную систему ребенка. Ребенок с закрытыми глазами опускает руки в бассейн, ищет фигуру и на ощупь определяет ее название. Давайте попробуем сыграть в такую игру.

   После называния геометрической фигуры, дети прикрепляют фигуру на доску, далее выясняют, какая из них лишняя и почему.

В нашем случае данный прием используется на этапе актуализации знаний, перед изучением новой темы.

Упражнения с карандашом можно использовать перед или после выполнения задания на карточке, с целью снятия напряжения с рук, а также стимулирования речевых зон. Преимущество данного приема в том, что карандаш всегда находится под рукой.

   Выполняйте вместе со мной.

Упражнение «Утюжок» - прокатывание карандаша по поверхности стола.                              Карандаш я покачу

Вперед-назад, влево-вправо,

Как хочу.

Упражнение «Пианино» - нажимание на карандаш кончиками пальцев.

Упражнение «Волчок» - вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами (сначала одной рукой, а потом другой; затем попробовать сделать то же большим и средним пальцами).

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

Упражнение «Горка» - скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки, как с горки, придерживая карандаш другой рукой.

Упражнение «Подъемный кран» - поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцем прижимаю.

Упражнение «Вертолет» - вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами, как винт вертолета.

Отправляется в полет

Наш красавец-вертолет.

Упражнение «Эстафета» - передача карандаша каждому пальчику поочередно. Сжать карандаш указательным пальцем, подержать, передать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.

Упражнение «Скольжение» - взять карандаш так, как при письме. Крепко сжать пальцы. Продвигаться по карандашу пальчиками вверх и вниз.

По карандашику скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

Упражнение «Качалочка» - прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.

Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

Упражнение «Ладошка» - положить на стол ладонь, широко раздвинуть пальцы. Обвести несколько раз каждый палец тупым концом карандаша (как бы рисуем ладошку).

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Упражнение «Догонялочка» - пальчиками передвигать карандаш вперед.

Пальчики бегут вперед,

И никто не отстает.

Упражнение «Качели» - положить карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимать на концы карандаша.

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

Есть картотека, если есть желание вы можете ей воспользоваться.

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников»  также пользуется у детей успехом. Давайте и мы поиграем, а затем определим ценность данного приема.

Воспитатель показывает детям образец конфеты, сложенной из треугольников. Спрашивает:

 - Ребята, вы догадались, что это? (Конфетка). Кушайте конфетку! (Ее нельзя есть).

- Почему? (Нарисованная, невкусная, бумажная).

- Какая речевая задача решается? Образование прилагательных женского рода.

- Есть ее нельзя, а что можно с ней сделать? (Поиграть, сложить из треугольников).

Далее воспитатель проводит анализ образца. Попробуйте сложить конфетку сами.

   Кроме того, практикую задание «дополни картинку треугольниками, чтобы получилась конфетка, рыбка и др». Сложите, пожалуйста, рыбку. А теперь сделайте так, чтобы рыбка плыла не в правую, а в левую сторону.

- Как вы действовали? Все дополнения, перестановки фигур проговариваются детьми.

Пальчиковые игры  обычно находят применение после заданий на карточках. Подбираю игры с математическим содержанием.

- Подумайте, какие задачи можно решить посредством игры «Осенние листочки».

Выполняйте вместе со мной. 

Осенние листочки

1, 2, 3, 4, 5

Будем листья собирать:

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

- Итак, какую речевую задачу решаем через эту игру? ( Обогащение словаря детей названиями деревьев).

- А какую математическую задачу решаем? (Закрепляем счет в прямом порядке).

Пять поросят пошли купаться в море (обратный счет). Пропедевтическая работа тоже должна быть.

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.

Игры с монетками или медиотренинг. Известно, что медь положительно влияет на весь организм в целом. Мы с ребятами выполняем упражнения с медными монетами (лучше найти монеты до 1961 года выпуска, т.к. в них больше меди). Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

упражнений на развитие грамматического строя речи

Количественный счет

Предлагаю вашему вниманию прием счета предметов на картине.

- Посчитайте, пожалуйста, птиц, кораблики, проталинки, как обычно это делают дети.

- Какую ошибку часто допускают дети? (Неправильно употребляют числительное «один», не обращая внимание на род предметов, которые считают).

- Какой выход вы предлагаете? ( Необходимо демонстрировать образец правильной речи и исправлять ответы детей). 

- Кто желает продемонстрировать образец правильного счета? (Одна, две, три, четыре). Сколько их? (5 птиц). Отвечая на вопрос «сколько» (5 корабликов, а не 5 кораблика; 5 карандашей, а не 5 карандашов), дети учатся согласовывать числительное с существительным в падеже).

Порядковый счет

В процессе работы  я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет…

- (Имя, отчество педагога) посчитайте, пожалуйста, коллег по порядку. Сколько их? Кто стоит первой, второй, четвертой, третьей по счету?

- Задание для участников. Вторая по счету коллега хлопнет в ладоши. Первая по счету топнет правой ногой. Четвертая по счету сделает шаг вперед. Третья по счету повернется вокруг себя.

- Чему способствуют такие упражнения? (Закрепление порядкового счета, правильное употребление порядковых числительных в зависимости от рода существительного).

- В чем эффективность данного метода? (Познание происходит через физическое тело ребенка, в ходе игровой деятельности).

Игра «Прятки»

   Следующий прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки. Смешарики спрятали в нашей группе коробочки с фонариками. Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать.

Воспитатель дает словесную инструкцию, например, Лена и Аня, ваши фонарики находятся на столе воспитателя, или под нашей елкой, либо за учебной доской, выделяя голосом предлоги. Дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.    

 

  Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую игру «Ручки у тучки».

- Продумайте, пожалуйста, ряд вопросов для ребенка к игре. С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах.

упражнений детей в правильном конструировании фраз и предложений

Пользуется интересом у детей  игра «Окошечко».  Используется в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. Давайте поиграем. – Кто желает? (Играю с одним человеком).

Остальные коллеги расскажут после игры, какие математические и речевые задачи можно решить.

-Какой формы окошечко? (Прямоугольное).

- Что ты видишь в прямоугольное окошечко?

- Что ты видишь в квадратное, треугольное, круглое окошечко?

- В какое окошечко тебе лучше было видно? Почему?

Задачи речевые:

упражнение детей в умении правильно конструировать предложения;

выработку умения образовывать относительные прилагательные.

закрепление падежных конструкций;

     Задачи математические:

закрепление геометрических фигур;

учит замечать сходства и различия (в какое окошечко тебе лучше видно).

Рассматривание картины в подзорную трубу

 Хочу  предложить необычный прием – рассматривание картины в подзорную трубу. Данная игра дает хороший развивающий эффект, а какой разберем после игры.

  Самый умный из смешариков Лосяш. Он любит смотреть в подзорную трубу. Вот она. Можно ее рассмотреть, определить ее качества (форму, цвет и т.д.). Однажды наш ученый увидел необычный остров. Сегодня у нас есть уникальная возможность рассмотреть этот остров в подзорную трубу.  Посмотрите в подзорную трубу и расскажите, что увидели. Слушайте друг друга внимательно, не повторяйте, что расскажут другие ребята.

- Чем необычен этот остров?

 - Какой развивающий эффект несет в себе игра?

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие внимания, восприятия;

развитие умения правильно конструировать предложения;

развитие умения слушать и слышать сверстников.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.

     - Убедила ли я вас в том, что на математике можно и нужно заниматься коррекцией речи?

      Работая с детьми средней логопедической группы в этом направлении  2 года, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически внедряя методы и приемы коррекции речи, я получила хорошие результаты, а именно:

 дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);

 стали уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;

 расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;

 улучшился грамматический строй речи;

 фразы и предложения стали более развернутыми и распространенными.

          Таким образом, динамика обучения показала, что адаптирование технологии Е.М. Фадеевой, включающее в себя коррекцию речи, дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Это можно наблюдать в диаграммах (приложение 2). Диаграммы показывают, что показатели развития психических процессов и речи у детей значительно улучшились.

 

 Материал с мастер-класса для педагогов Берёзовского района Пермского края

      (2009 год)      

 +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

               Конспект занятия по математике в средней группе

 «На поиски цифры пять»

Вид занятия: формирование элементарных математических представлений

Тип занятия: закрепления изученного материала

Задачи:                

1. Упражнять детей в умении считать до 5, соотносить количество с цифрой.

2. Уточнить умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и с помощью пересчета.

3. Упражнять детей в умении определять пространственные направления: вверх – вниз, вправо – влево.

4. Развивать мыслительные операции, внимание, слуховое восприятие.

5. Развивать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Вызвать у детей желание действовать совместно через организацию работы в парах, микрогруппах.

Оборудование: весенняя картина, 2 круга желтого цвета, 10 прищепок желтого цвета, 5 разноцветных птиц, выполненных в технике оригами,  магнитофон, аудиозапись пения птиц, цифра 5, лазер.

Ход занятия

Вводная часть.

   Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Владимировна. Я приехала из города Кунгура. Когда мои ребята узнали, что я еду к вам, они решили сделать для вас подарок – вот эту картину. Но эта картина не простая – это картина-загадка. В ней спрятана цифра, вот только не знаю какая.

- Кто мне поможет отгадать загадку и узнать цифру? Спасибо, ребята!

 

II. Основная часть.

Рассматривание картины

- Какое время года изображено на ней? (Весна).

- Как вы догадались? (Тает снег, бегут ручьи, кругом лужи, проталинки).

- Почему тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки? (Солнце начинает пригревать). Правильно.

- Посмотрите внимательно, а  солнышко находится в правом верхнем  или левом верхнем углу картины? (Его нет).

-Как нет? Где же оно? Ребята так старались его делать, у них такое красивое солнышко получилось.

- Что же делать? (Предложения детей). Молодцы, ваши предложения очень интересные, но у нас мало времени.

 

Моделирование солнца из круга и прищепок

-У меня для вас есть такое предложение. Давайте разделимся на группы по 5 человек. Одна группа подойдет к столу слева у окна, а другая – справа у стены. Молодцы, как вы быстро разделились на группы! На столах лежат геометрические фигуры. Какие? (Круги).

- На что похож круг? (На солнышко). Почему вы так решили? (Он желтого цвета).

Давайте сделаем солнышко из того, что есть на столах, но одно условие: лучиков должно быть столько же, сколько вас. Посмотрите внимательно, поровну вас и лучиков? (Поровну). Поровну, по сколько? (По 5). Значит, вы правильно выполнили задание. Спасибо, ребята, что помогли сделать солнышко.

- А сейчас давайте выберем, какое солнце мы оставим в группе для игры, а какое поместим на картину. (Одно солнце дети уносят в игровой уголок, а другое помещают вместе с воспитателем на картину).

Давайте полюбуемся, как сияет наше солнышко, улыбнемся ему.

Игра с лучиком

Ой, ребята, смотрите, один из лучиков играет с нами. Куда он перебежал? (На стенку).

- Что он делает? (Прыгает вверх, вниз). Давайте последим глазками за лучом: вверх, вниз. А теперь вправо, влево.

Хорошо мы поиграли с лучиком!

 

Дополнение картины птицами

(Луч прыгает на картину)

- Куда лучик перепрыгнул? (На картину). Вспомнила, а еще на картине были птицы. Где же они могут быть?

(Раздается пение птиц на аудиозаписи)

- Слышите, это наши птицы поют. Послушаем. А теперь пойдём и найдём их  (Ищут птиц по звуку).

- Давайте посчитаем птиц? Сколько птиц? (5).

- Каждому ли достанется птица? (Нет). Почему? (Нас больше, чем птиц).

Давайте проверим. Встаньте рядом с птицей такого же цвета, как цвет бейджика.

- В чем мы убедились? (Всем птиц не хватит). Но у нас все получится, если мы будем помогать друг другу. Найдите себе помощника, у которого такой же цвет бейджика. А теперь договоритесь, кто из вас бережно понесет птицу, а кто прикрепит ее на картину.

Молодцы, все договорились! Действуйте.

Воспитатель спрашивает каждую пару о том, где находится их птица.

- Как вы выбирали себе птиц? (Птица такого же цвета, как и бейджик).

Спасибо, что позаботились о  птицах и  помогли вернуть их на картину.

 

Психогимнастика «Ладошки»

Пока мыс вами дополняли картину птицами, лучик убежал. Где он, поищите его глазами. (Луч прыгает на ладони воспитателя и прячется). Вот он! Лучик прыгнул на мои ладони и согрел их. Я хочу поделиться теплом с вами. Покажите свои ладошки. (Воспитатель прикасается своими ладонями к ладоням детей).

Сравнение групп предметов с помощью пересчета и составления пар

Прикасаясь к вашим ладошкам, я заметила, что у меня руки больше, чем у вас. Так, может, у меня и пальцев больше, чем у вас? (Ответы детей).

- Как проверить? (Посчитать). Считаем пальцы на правой руке.

- Сколько у вас пальцев на правой руке? (5). И у меня тоже 5.

- Так у кого пальцев больше, у меня или у вас? (Поровну).

- Поровну, по сколько? (По 5).

- А на левой руке пальцев столько же? Как проверить? (Посчитать).

- А как быстрее узнать, что пальцев поровну?

 (Можно соединить пальцы обеих рук. Если каждый пальчик найдет себе пару, то их поровну).

Счет предметов на картине

- Интересно, а чего на нашей картине по 5? Как узнать? (Посчитать).

Считаем птиц. Сколько их? (5).

Считаем лужи. Сколько их? (5).

Считаем кораблики. Сколько их? (5).

- Так чего на картине по 5?

- А как сделать, чтобы остальные ребята догадались, что на картине 5 корабликов, 5 луж, 5 птиц? (Обозначить цифрой 5).

 - Где в вашей группе может находиться цифра 5? Принесите ее, пожалуйста.

- Где ее можно разместить на картине? (В окошечке).

- Так какая цифра пряталась в картине? (Цифра 5).

  Правильно.

III. Заключительная часть.

- Большое вам спасибо, ребята за помощь. Мы вместе восстановили картину и цифру отгадали.

- Где пряталась цифра 5?

- А почему у нас все получилось? ( Работали дружно, каждый старался, помогал).

 

               Занятие транслировалось на краевом конкурсе "Учитель года - 2009"

 +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz